Линки доступности

Нефтепереработка и санкции Запада


Удары дронов по НПЗ и санкции Запада ведут к сокращению производства нефтепродуктов в России

Западные санкции стали серьезным препятствием на пути восстановления производства нефтепродуктов на российских НПЗ, где по разным причинам вышло из строя оборудования, сообщило накануне Reuters. Это непосредственно касается и тех предприятий, которые подверглись ударам украинских беспилотников.

По данным Росстата, в результате налетов дронов на НПЗ производство бензина в марте упало на 10%, а выпуск дизтоплива за тот же период просел на 3,9%.

Интенсивность атак заметно выросла в марте, когда, по подсчетам СМИ, летательные аппараты нанесли по меньшей мере 14 ударов по российским нефтяным объектам. Расширилась и география нападений, которые затронули Воронежскую, Нижегородскую, Орловскую, Рязанскую, Ростовскую, Самарскую и Саратовскую область. А в начале апреля беспилотники, преодолев расстояние существенно больше тысячи километров от украинской границы, впервые с начала войны поразили НПЗ на территории Татарстана.

Одним из самых болезненных стал удар по нижегородскому НПЗ «Лукойла», входящему в топ-4 нефтеперерабатывающих предприятий страны. Мощность производства на нем рухнула более чем вдвое. Между тем на долю этого НПЗ приходится около 11 % всего российского бензина.

Ситуация усугубляется тем, что отремонтировать оборудование, зачастую западного производства, своими силами не удается, а обсуживавшие ранее НПЗ иностранные компании прекратили всякое сотрудничество с ними из-за санкций.

Обращаться к китайским фирмам в данном случае выйдет себе дороже, так как, по мнению независимых специалистов, это на практике ведет не к ремонту, а к полной замене оборудования.

Бывший вице-министра России Альфред Кох назвал атаки дронов «долговременной проблемой для всей российской экономики». По его оценке, они наносят не локальный, а серьезный макроэкономический ущерб. «Если эти атаки будут продолжаться, то падение переработки нефти в России будет носить системный характер и рано или поздно обязательно скажется на способности Путина продолжать эту войну», – написал он в своём Телеграм-канале.

Аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин несколько по-другому расставляет акценты. На его взгляд, часть выведенного из строя оборудования на российских НПЗ не требует импортных узлов и деталей.

«Это видно, например, по клипам, демонстрирующим результаты ударов дронов по НПЗ, – говорит он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Да, там есть и западное оборудования – компрессоры, теплообменники, которые изготавливались западноевропейскими и американскими фирмами, прекратившими всякое сотрудничество с Россией из-за санкций. Но, в принципе, дело поправимо, хотя бы за счет китайских поставок».

Иная ситуация со сложным оборудованием, уточнил Михаил Крутихин: «Даже если его заказать китайцам, то на это может уйти год, а то и два. Мы точно не знаем, что именно пострадало на предприятиях и насколько сильно. Но, когда на роликах видно, как дрон попадает в самый верх ректификационной колонны и там возникает взрыв и пожар, то ясно, что нужно менять весь агрегат. А на это точно потребуется не меньше года. Поэтому, когда в Министерстве энергетики заявляют, что они за два месяца все отремонтируют и наладят, верить этому не стоит».

К тому же нет никакой гарантии, что налеты украинских беспилотников завтра прекратятся, рассуждает аналитик: «Скорее всего они станут еще более интенсивными. Так что украинцы выбрали вполне эффективный способ борьбы. Правда, непосредственно на снабжение топливом фронта он не повлияет. Потому что это первый приоритет для российского руководства. Внутренний рынок тоже насытят, пусть и с проблемами. Уже начались закупки топлива в Беларуси. Но вот что пострадает безусловно, так это экспорт».

Вместо продажи нефтепродуктов за границей туда придется гнать больше сырой нефти, пояснил Михаил Крутихин. От этого, естественно, пострадает российская экономика, резюмировал он.

С 1 марта в России введен запрет на экспорт бензина. Он будет действовать как минимум до 31 августа.

Скорее всего история со снижением производства на большинстве российских НПЗ, попавших под удары дронов – это надолго, в свою очередь, считает экономический обозреватель, публицист Максим Блант. По его мнению, на это указывают проблемы с ремонтом оборудования на пострадавших от ударов украинских беспилотников предприятиях.

«Тут за два дня не починишь, – констатировал он в комментарии «Голосу Америки», – Поэтому и ростовский НПЗ не работает уже больше двух месяцев, и нижегородский НПЗ «Лукойла», одно из самых современных предприятий страны, тоже простаивает давно. На лукойловском НПЗ, замечу, стоит западное оборудование и заменить его нечем. Поэтому сокращение производства нефтепродуктов продолжится».

Все дело еще и в том, что необходимые для ремонта запчасти в чемодане не привезешь, образно характеризует ситуацию Максим Блант: «Так, ректификационная колонна каталитического крекинга – это огромное сооружение, которое, думаю, и монтировалось-то силами не российских инженеров. Да и завозилось оно с большим трудом. Провезти его контрабандой – как сейчас говорят, по параллельному импорту, довольно сложно, если вообще возможно. Наверное, что-то можно заменить китайскими аналогами, но тогда нужно делать специальный заказ. А это совсем небыстрый процесс».

В самом начале войны многие эксперты предупреждали, что в результате международных санкций в Россия начнется технологическая деградация, напомнил экономический обозреватель. «К тому всё и идет. В принципе и на НПЗ можно поставить «самовары», как в Чечне. Это простейшие штуки, которые разделяют фракции нефти и выдают низкокачественный бензин. Для заправки армейских автомобилей это сойдет. Другое дело, что на них высокооктановый бензин делать нельзя... И так во всём, куда ни кинь взгляд. Санкции кусаются», – заключил Максим Блант.

По данным Bloomberg, из-за санкций и атак беспилотников по НПЗ Россия собирается в апреле снизить ежедневный экспорт дизельного топлива, переправляемого морским путем, до самого низкого уровня за пять месяцев.

Форум

XS
SM
MD
LG